Всеукраинский семинар преподавателей воскресных школ (22.11.2014): “Школам нужны православные педагоги”

 

Каким должно быть духовное воспитание подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашей страны? Столь непростой вопрос стал краеугольным камнем Всеукраинского семинара преподавателей воскресных школ и педагогов христианской этики общеобразовательных школ. Организаторами этого мероприятия выступили Синодальный информационный отдел УПЦ, Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ, а также Всеукраинское православное педагогическое общество.

 

Путем просвещения

Всеукраинский семинар проходил 22 ноября. В актовом зале Киево-Печерской Лавры собрались представители разных епархий Украины (в том числе Крымской и Луганской). Модератором семинара был глава Синодального информационного отдела, председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ епископ Ирпенский Климент. В своем выступлении владыка подчеркнул важный момент: преподаватели отвечают перед Богом за то, что они сеют в человеческих душах.

Однако в нынешних условиях заниматься духовным воспитанием — задача весьма непростая. Из года в год приходится оббивать пороги министерства образования, чтобы в школах преподавали христианскую этику. Своими переживаниями на эту тему поделился председатель Всеукраинского православного общества протоиерей Анатолий Затовский. По его словам, священнослужителям и учителям пришлось приложить немало усилий для искоренения такого душепагубного предмета, как валеология (под маской этой «науки о здоровье» школьникам преподносили секспросвет, оккультизм и медитацию. — Ред.). К сожалению, как показала практика, сегодня этот предмет «зашел» в учебные заведения под видом ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). И, судя по всему, православной общественности нужно обращать внимание на подобные пособия и активно бороться против превращения школы в площадку недобросовестных экспериментов над душами детей.

Разумеется, противостоять духовному невежеству можно лишь путем духовного просвещения. Немаловажная роль в этом процессе отведена «Церковной православной газете». По мнению ее главного редактора протоиерея Владислава Софийчука, печатный орган УПЦ остается востребованным у читателей, невзирая на эпоху интернета и электронных СМИ. «Все-таки приятно взять в руки газету и спокойно ее почитать. Один священник даже благодарил меня за творческий труд: он рассказывал, как верующие вырезают из нашей газеты интересные материалы и размещают их на доске объявлений возле храма, чтобы прихожане могли ознакомиться с ними, — привел случай из жизни отец Владислав. — Кроме того, мы ведем просветительскую деятельность. Так, недавно наша газета открыла для своих читателей две, как показало время, весьма востребованные рубрики: “Воскресная школа” и “Служение милосердия на приходе”. В первой рубрике мы подаем методические разработки уроков для воскресной школы на ближайшие воскресные дни. Во второй рубрике приводятся практические рекомендации как организовать социальное служение в храме». Также отец Владислав предложил организовать при Высших Свято-Владимирских богословских курсах дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов воскресных школ. Желающие пройти обучение могут подать заявку на электронный адрес [email protected].

 

Живое свидетельство Истины

Уходящий год был весьма сложным на нашей духовной ниве. К такому выводу пришел председатель отдела религиозного образования и катехизации Киевской епархии протоиерей Сергей Бойко.

По его мнению, возникшие проблемы связаны как с общими вопросами образования, так и с тенденцией к уменьшению количества воспитанников воскресных школ: на сегодняшний день их общее количество в Киеве — около трех тысяч человек (660 взрослых и более 2230 детей). Невзирая на трудности, сотрудники отдела занимались активным поиском преподавателей для воскресных школ, организовывали экскурсии в киевские храмы и монастыри, проводили лекции, а также благотворительные ярмарки (сейчас планируется проведение таких ярмарок в честь дня святого Николая Чудотворца и сбор средств для пострадавших в зоне АТО).

— Необходимо осознать, что главной целью воскресной школы является живое свидетельство факта Воскресения Иисуса Христа! Воскресение Христово — животворящий принцип Церкви и главное содержание ее веры. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1 Кор. 15: 14), — эти апостольские слова привел в своем выступлении иерей Павел Рафальский, куратор катехизаторских курсов Бориспольской епархии в г. Бровары. — Кто желает нести людям эту истину, тот должен, прежде всего, пережить встречу с Богом на личном опыте. Только тогда он сможет быть искренним свидетелем и убедительным для слушателя. Воскресная школа должна быть способна к живому свидетельству истины, формировать свидетелей истины и организаторов свидетелей истины. Слушатели зажигаются огнем веры проповедника, а посредством изучения его методологии сами становятся способны формировать новые школы. Самое главное в том, что все это совершается силой Святого Духа, как заповедал Сам Господь: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли(Деян. 1: 8).

 

«Треугольник сотрудничества»

Хочется надеяться, что роль воскресных школ все-таки будет возрастать, поскольку сокращается количество учебных заведений, где преподается «Христианская этика». На смену этому предмету в школе пришла «Этика». В итоге на «этических» занятиях лишь рассказывается, как правильно должен вести себя человек в культурном обществе. Духовное просвещение в светских школах зачастую ограничивается народными традициями и обрядами.

— По моему глубокому убеждению, каждое учебное заведение должно быть центром христианства. Ведь там есть важные для нас моменты: царит мир, взращивается любовь и взаимность, есть вера, надежда и мудрость, — считает учитель христианской этики Елена Чуба. — Однако в современных заведениях предоставляют услуги, качество которых — понятие весьма относительное, а ценностное отношение к личности учителя нивелируется. Школа формирует интеллектуальный уровень знаний учеников, пытается их воспитывать в соответствии с государственными методическими рекомендациями. Если учитель любит свой предмет и детей, работает с энтузиазмом, то это обычно приносит положительный результат. Но в последнее время настоящих энтузиастов становится все меньше…

По словам Елены Владимировны, для повышения морально-этического уровня учеников были разработаны соответствующие программы. В частности, для учеников Киевской области ввели «Библейскую историю и христианскую этику». Этот предмет рассчитан на 1–11-й классы, но в вариативной составляющей учебных планов школ не всегда можно найти часы для его преподавания. А в некоторых классах его вообще не читают. На «вооружении» учителей есть также «Основы христианской этики», однако этот курс разрабатывался в коллективе с греко-католиками (что сказалось на содержании программы в так называемом «духе экуменизма»). Еще один предмет — «Христианская этика в украинской культуре» — разработан лишь для 1–4-х классов, что же касается остальных, то экспериментальная программа должна быть доработана.

Для успешного ведения курса «Христианская этика» светской школе необходимо иметь православного педагога. Чем же он отличается от обычного, светского? Кроме высокого уровня образования такой человек должен вести духовную жизнь, участвовать в церковных таинствах и молиться за своих воспитанников. Где же взять такого? Ответ один — ввести дополнительное духовное образование для дипломированных педагогов. Примером для подражания может быть сама Елена Чуба — выпускница Высших Свято-Владимирских богословских курсов. Она принимала активное участие в разработке модели выпускника курсов, которая предусматривает воцерковление, понимание истинности, величия и глубины православного вероучения, получение богословских знаний и выполнение данных Богом законов.

Для получения духовных плодов светской школе необходимо укреплять связи с православными пастырями. Таким образом, создается «треугольник сотрудничества»: духовник — учитель — ученик.

 

Одна школа — одна семья

Как показал семинар, духовные плоды обильно произрастают там, где активно трудятся сеятели. Об этом рассказала директор воскресной школы Наталия Вячеславовна Славтич (храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, г. Кривой Рог). Она показала целый фильм о том, как живут и работают ее подопечные (учителя и ученики). Занятия в школе проводятся по воскресным дням после Божественной литургии. Некоторые кружки действуют и в другие дни (по договоренности с детьми и их родителями).

В этой воскресной школе преподают Закон Божий, церковнославянский язык, церковное пение, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Детей учат 16 опытных педагогов с высшим образованием (многие преподают в средних общеобразовательных школах, гимназиях, центрах детского творчества и музыкальных школах). Если раньше курс обучения составлял четыре года, то на сегодняшний день добавили еще нулевой класс (для самых маленьких — от четырех лет) и пятый класс (для выпускников воскресной школы и певчих детского хора).

Каждое воскресенье (после окончания занятий в воскресной школе) педагогический коллектив собирается для чаепития, во время которого обсуждаются насущные проблемы, планируется дальнейшая работа с детьми и их родителями. Такие чаепития являются своеобразными неформальными педсоветами, благодаря которым педагоги чувствуют себя не только единомышленниками, но и одной православной семьей, что очень благотворно влияет на активность работы воскресной школы.

Валентин Ковальский

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *